Министерство образования Свердловской области

Система образования

Список победителей национальной премии в сфере товаров и услуг «Золотой медвежонок»

Методический сборник «Распространение положительного опыта реализации образовательных программ среднего профессионального, дополнительного профессионального образования и профессионального обучения, обеспечивающих совмещение теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии»

Актуализированные методические рекомендации по обеспечению права на получение общего образования детей, прибывающих с территорий Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины

Во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. от 27 августа 2013 года № ОГ-П8-6157, а также в целях обеспечения реализации комплекса мер, направленных на недопущение незаконных сборов средств с родителей учащихся в общеобразовательных учреждениях, в Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области создана горячая линия по адресу: hotline@minobraz.ru 

Федеральный портал информационно-просветительской поддержки родителей "Растимдетей.рф"

О гарантиях на общедоступное образование и профилактике незаконных сборов

  • Локальные документы: прочие

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Проектов не найдено

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Продолжительность рабочего времени педагога-психолога

     

    Согласно статье 333 Трудового кодекса Российской Федерации (далее –  ТК РФ) и порядку определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников, включая педагогов-психологов, устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

    При этом не определено каких-либо временных соотношений по исполнению тех или иных видов работы в пределах их должностных обязанностей.  Каждое образовательное учреждение с учетом специфики его деятельности вправе самостоятельно определить режим выполнения возложенных на педагога-психолога обязанностей, в том числе продолжительность работы непосредственно с обучающимися и воспитанниками.

    Сведения о вакансиях в муниципальных образовательных организациях (детские сады и школы) можно получить в органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, контактная информация о которых размещена на сайте Министерства https://minobraz.egov66.ru: «О Министерстве»/«Контакты и реквизиты»/«Телефонный справочник муниципальных органов управления образованием».

    Сведения о вакансиях в образовательных организациях, подведомственных Министерству образования и молодежной политики Свердловской области можно получить непосредственно в образовательных организациях, контактная информация о которых размещена на сайте Министерства https://minobraz.egov66.ru: «О Министерстве»/«Контакты и реквизиты»/«Телефонный справочник подведомственных организаций».

    Сведения о вакансиях в Свердловской области можно получить на Портале «Общероссийская база вакансий «Работа в России» http://trudvsem.ru/ и сайте Департамента по труду и занятости населения Свердловской области http://szn-ural.ru/.

    О приведении локальных нормативных актов
    по оплате труда муниципальных образовательных
    организаций в соответствие с требованиями законодательства

    Постановлением Правительства Свердловской области от 25.06.2010 № 973-ПП (ред. от 26.08.2015 г.) «О введении новой системы оплаты труда работников государственных организаций Свердловской области, в отношении которых функции учредителя осуществляются Министерством общего и профессионального образования Свердловской области» определено, что оплата труда работников устанавливается с учетом единых рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях оплаты труда работников государственных и муниципальных организаций (далее – Рекомендации РТК). 
    Обращаем внимание на основные позиции Рекомендаций РТК на 2016 год.

    1. Нормативные правовые акты по оплате труда органов местного самоуправления.
    Согласно Рекомендациям РТК системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
    Органам местного самоуправления рекомендуется не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда.
    При разработке нормативных правовых актов по оплате труда работников учреждений органы местного самоуправления не вправе устанавливать по должностям работников, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различные размеры повышающих коэффициентов к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы.
    Таким образом, в нормативно-правовых актах органов местного самоуправления, определяющих систему оплаты труда работников муниципальных образовательных организаций, в каждой профессионально-квалификационной группе должностей работников по каждому квалификационному уровню должен быть установлен один конкретный размер минимального оклада.

    2. Определение размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы.
    Положение об оплате труда работников учреждения, разрабатываемое указанным учреждением, должно предусматривать фиксированные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы применительно к соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп. В положении об оплате труда работников учреждения, разрабатываемом учреждением, не допускается использование терминологии «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» окладов (должностных окладов), ставок заработной платы.
    Таким образом, в Положении об оплате труда образовательной организации должны быть определены конкретные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы. Размер оклада должен быть единым для всех работников, принимаемых на работу по одноименной должности. Повышающие коэффициенты к окладу (за наличие квалификационной категории, аттестации на соответствие занимаемой должности, за наличие ученой степени или почетного звания) применяются каждому конкретному работнику при наличии соответствующих оснований и образуют размер его оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, который и указывается в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору) с этим работником.
    Обращаем ваше внимание, что согласно Рекомендациям РТК в 2016 году размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников в структуре заработной платы в государственных и муниципальных образовательных организациях должны составлять не ниже 60 процентов.

    3. Выплаты стимулирующего характера.
    Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера для всех категорий работников учреждений устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы.
    Согласно Рекомендациям РТК в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником предусматриваются размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера.
    Стимулирующие выплаты призваны стимулировать работника к качественному труду или поощрять за достигнутые качественные показатели. Стимулирующие выплаты не могут назначаться работникам за выполнение дополнительных видов работ, не входящих в круг должностных обязанностей, например: за организацию медицинских осмотров; организацию работы с КАИС; проведение технического сопровождения аттестации педагогических работников; работу экспертных комиссий, групп, жюри, творческих лабораторий; проведение дополнительных занятий; руководство и участие в ГМО и ШМО; неаудиторную работу с учащимися; проведение уроков с использованием информационных технологий; выполнение функций, не входящих в должностные обязанности.
    Основными условиями для осуществления выплат стимулирующего характера являются:
    1) успешное и добросовестное исполнение профессиональных и должностных обязанностей работником в соответствующем периоде;
    2) инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда;
    3) участие в течение соответствующего периода в выполнении важных работ, мероприятий.
    Данные условия рекомендуется указывать в положении об оплате труда, а также в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору) с каждым работником. При этом условия выплат стимулирующего характера должны быть конкретны, прозрачны, объективны, выполнимы в том периоде времени, на который установлены.
    Если указанные условия работником не выполняются, стимулирующие выплаты ему не могут быть начислены.
    Работодатель не имеет права «снимать» уже начисленные стимулирующие выплаты работнику в качестве меры дисциплинарного взыскания.
    Действующая система оплаты труда предусматривает следующие виды стимулирующих выплат:
    1) за интенсивность и высокие результаты работы;
    2) за качество выполняемых работ;
    3) за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
    4) премиальные выплаты по итогам работы.
    Под интенсивностью следует рассматривать увеличенное количество обучающихся или воспитанников в классе или группе, а также работу в структурных подразделениях, когда работнику в течение рабочего дня необходимо совершать переходы из здания в здание.
    В качестве высоких результатов можно рассмотреть подготовку нескольких победителей олимпиад и конкурсов регионального, российского, международного уровня в течение учебного года (в Положении необходимо конкретизировать минимальное количество подготовленных победителей, а также уровень (названия) предметных олимпиад в зависимости от стоящих перед образовательной организацией целевых показателей эффективности деятельности).
    В показателе качества выполняемых работ учитывается динамика учебных достижений обучающихся.
    С точки зрения введения эффективного контракта наибольший интерес представляют премиальные выплаты по итогам работы.
    Согласно Рекомендациям РТК при разработке показателей и критериев эффективности работы следует учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) образовательных учреждений, их руководителей и работников, предусмотренные в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № АП-1073/02.
    Данные рекомендации конкретизированы в совместном письме Министерства общего и профессионального образования Свердловской области и Свердловской областной организации Профсоюза от 08.09.2014 г. № 171/01 «О мерах по внедрению показателей эффективности и «эффективного контракта».
    Эффективный контракт подразумевает, что критерии и показатели стимулирования, установленные в Положении о стимулирующих выплатах образовательной организации, конкретизируются работодателем в отношении каждого руководителя и работника. Каждому работнику из общего перечня выбираются 5 - 7 показателей эффективности деятельности, достижения которых работодатель ожидает именно от него. В трудовом договоре с работником указывается, какой размер стимулирующей выплаты может быть им получен в случае выполнения всех определенных для него лично показателей эффективности деятельности (данную выплату целесообразно определять не в процентах от оклада, а в абсолютном размере).  В случае выполнения работником не всех определенных для него показателей эффективности размер стимулирующей выплаты по итогам работы за период рассчитывается пропорционально количеству выполненных им показателей.

    4. Выплаты за классное руководство.
    В программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013 - 2020 годы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 
    № 792-р, определено, что финансовое обеспечение выплат за классное руководство с 2014 года передается на уровень субъектов Российской Федерации. Все необходимые для этого средства с 01.01.2014 г. учитываются в общем объеме субвенции на оплату труда педагогическим работникам общеобразовательных организаций.
    Таким образом, выплата за классное руководство после 01.01.2014 года не должна быть менее 1500 рублей в месяц. 
    Доплата за классное руководство устанавливается педагогическому работнику одновременно с возложением на него обязанностей классного руководителя при распределении учебной нагрузки на новый учебный год.
    Доплата за классное руководство включается в состав заработной платы и выплачивается одновременно с ней, является существенным условием трудового договора, изменение которого при надлежащем исполнении обязанностей без согласия работника не допускается.
    В соответствии с разделами IV и V Приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», в периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, а также в периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, доплата за классное руководство подлежит выплате в размере, установленном до начала каникул или отмены занятий.

    5. Продолжительность рабочего времени педагогических работников.
    Продолжительность рабочего времени для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю. Конкретная продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогическим работникам устанавливается в зависимости от должности и (или) специальности.
    Учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю, которая является нормируемой частью их педагогической работы.
    Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.
    Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, и включает:
    выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
    организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;
    время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;
    периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса;
    выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и другое).
    Дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и иных мероприятий, то есть в такие дни ему не обязательно находиться на рабочем месте.

    Документы, которые необходимы для того, чтобы проставить апостиль на документ об образовании

    В соответствии с пунктом 5 Правил подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2013 № 611 «Об утверждении Правил подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации» (далее – Правила), к заявлению прилагаются следующие документы:

    а) оригинал документа об образовании и (или) о квалификации;

    б) копия документа, удостоверяющего личность заявителя;

    в) копия документа, удостоверяющего личность обладателя документа об образовании и (или) о квалификации (в случае если обладатель указанного документа не является заявителем);

    г) копия документа, подтверждающего изменение фамилии, и (или) имени, и (или) отчества обладателя документа об образовании и (или) о квалификации при несоответствии фамилии, и (или) имени, и (или) отчества, указанных в этом документе, паспортным данным его обладателя;

    д) доверенность, выданная в установленном порядке (в случае если заявителем является законный представитель или лицо, уполномоченное обладателем документа об образовании и (или) о квалификации);

    е) расписка обладателя документа об образовании и (или) о квалификации или его законного представителя (в случае если заявитель не является обладателем указанного документа или его законным представителем) о согласии на обработку персональных данных, содержащихся в заявлении и прилагаемых к нему документах, в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

    В случае если документы, предусмотренные пунктом 5 Правил, составлены на иностранном языке, они представляются с заверенным в нотариальном порядке переводом на русский язык.

    Копии документов, предусмотренные подпунктами «б»–«г» пункта 5 Правил, не заверенные нотариусом, представляются заявителем с предъявлением оригиналов документов.

     

    Об апостиле на диплом о высшем образовании, выданный в ВУЗе другого региона и прошедший консульскую легализацию

    Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрены ограничения на подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации посредством проставления апостиля, ранее прошедших процедуру консульской легализации.

     
    При проведении процедуры апостилирования запрашивается информация о выдаче диплома у образовательной организации. Что будет, если факт выдачи документа его обладателю не подтверждается?

    В соответствии с пунктом 11 Правил Министерство образования и молодежной политики Свердловской области (далее – Министерство) взаимодействует с организацией, указанной в документе в качестве организации, выдавшей такой документ, или с ее правопреемником, в том числе направляет запросы с целью установления факта выдачи указанного документа его обладателю. В случае если организация представила информацию о том, что документ не выдавался лицу, указанному в нем в качестве его обладателя, Министерство в течение 10 дней направляет соответствующую информацию с приложением оригинала этого документа в правоохранительные органы. При этом заявителю направляется (выдается) мотивированное уведомление о направлении оригинала документа в правоохранительные органы. Государственная пошлина, уплаченная при обращении в Министерство с заявлением о подтверждении такого документа, не возвращается.

     
    О возможности проставить апостиль отдельно на приложение к диплому или к аттестату

    В соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливающим порядок выдачи документов об образовании и (или) квалификации, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов, приложение без диплома, как и приложение без аттестата, недействительно, а, значит, не может быть представлено к подтверждению посредством проставления на него апостиля. 

    Срок проставления апостиля

    В соответствии с пунктом 13 Правил срок проставления апостиля не может превышать 5 рабочих дней со дня регистрации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявления.

    В случае необходимости получения информации в соответствии с пунктом 11 Правил срок проставления апостиля может быть продлен органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и не может превышать 45 рабочих дней со дня регистрации им заявления. Указанный срок включает в себя время, необходимое органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации для направления запросов.

    В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 5 октября 2020 года № 546 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов»:

    23. Дубликат аттестата и дубликат приложения к аттестату выдаются:

    взамен утраченного (поврежденного) аттестата и (или) приложения к аттестату;
    взамен аттестата и (или) приложения к аттестату, содержащих ошибки, обнаруженные выпускником после их получения;
    лицу, изменившему свою фамилию (имя, отчество), пол.
    24. В случае утраты (повреждения) только аттестата либо в случае обнаружения в нем ошибок после получения его выпускником выдаются дубликат аттестата и дубликат приложения к нему, при этом сохранившийся подлинник приложения к аттестату изымается и уничтожается с составлением соответствующего акта лицом, уполномоченным руководителем на основании соответствующего распорядительного акта.

    В случае утраты (повреждения) только приложения к аттестату либо в случае обнаружения в нем ошибок после его получения выпускником взамен выдается дубликат приложения к аттестату, на котором проставляется нумерация бланка сохранившегося аттестата.

    25. Аттестат (дубликат аттестата) выдается выпускнику организации, осуществляющей образовательную деятельность, лично или другому лицу при предъявлении им документа, удостоверяющего личность, и оформленной в установленном порядке доверенности, выданной указанному лицу выпускником, или по заявлению выпускника направляется по его адресу через операторов почтовой связи общего пользования заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Доверенность и (или) заявление, по которым был выдан (направлен) аттестат (дубликат аттестата), хранятся в личном деле выпускника.

    26. Выдача дубликата аттестата и (или) дубликата приложения к аттестату осуществляется на основании письменного заявления выпускника или его родителей (законных представителей), подаваемого в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, выдавшую аттестат:

    при утрате аттестата или приложения к аттестату - с изложением обстоятельств утраты аттестата или приложения к аттестату, а также приложением документа, подтверждающего факт утраты (справки из органов внутренних дел, пожарной охраны и других);
    при повреждении аттестата и (или) приложения к аттестату, при обнаружении ошибки, допущенной при заполнении, - с изложением обстоятельств и характера повреждений, исключающих возможность дальнейшего использования, или указанием допущенных ошибок с приложением поврежденного (испорченного) аттестата и (или) приложения к аттестату, которые подлежат уничтожению с составлением соответствующего акта;
    при изменении фамилии (имени, отчества) и (или) пола выпускника - с приложением копий документов, подтверждающих изменение фамилии (имени, отчества) выпускника.
    Решение о выдаче или отказе в выдаче дубликата аттестата и (или) дубликата приложения к нему принимается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в срок до 30 календарных дней со дня подачи письменного заявления.

    27. О выдаче дубликата аттестата или дубликата приложения к аттестату организацией, осуществляющей образовательную деятельность, издается распорядительный акт. Копия распорядительного акта, заявление выпускника и все основания для выдачи дубликата хранятся в личном деле выпускника, за исключением случаев, предусмотренных абзацем 4 пункта 28 Порядка.

    28. В случае изменения наименования организации, осуществляющей образовательную деятельность, дубликат аттестата и (или) дубликат приложения к аттестату выдаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, вместе с документом, подтверждающим изменение наименования организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    В случае реорганизации организации, осуществляющей образовательную деятельность, дубликат аттестата и (или) дубликат приложения к аттестату выдаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, являющейся правопреемником.

    В случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность, дубликат аттестата и (или) дубликат приложения к аттестату выдаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, определяемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, в ведении которых находилась указанная организация, или учредителем указанной организации в соответствии с Порядком.

    В случае изменения фамилии (имени, отчества) в соответствии с мерами безопасности, установленными законодательством Российской Федерации о государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, дубликаты аттестата и (или) приложения к аттестату выдаются в соответствии с пунктом 11 Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. N 630 7.

    29. Дубликаты аттестата и приложения к нему оформляются на бланках аттестата и приложения к нему, применяемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на момент подачи заявления о выдаче дубликатов.

    Порядок трудоустройства в государственные образовательные учреждения Свердловской области

     

    В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено указанным федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников отнесены к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности.

    На этом основании с вопросом трудоустройства Министерство образования и молодежной политики Свердловской области рекомендует обращаться непосредственно к руководителю конкретного образовательного учреждения.

    Министерство образования и молодежной политики Свердловской области заключает трудовые договоры только с руководителями подведомственных государственных учреждений Свердловской области, вносит в них изменения и расторгает трудовые договоры, осуществляет контроль за выполнением условий трудовых договоров в соответствии с Положением о Министерстве образования и молодежной политики Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 21.02.2019 № 91-ПП.

    Прохождение педагогами курсов переподготовки для продолжения работы в образовательном учреждении в связи с утверждением профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

    В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

    Квалификационные требования к должностям педагогических работников утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», в соответствии с которым к должности педагога (воспитатель, учитель) предъявляются требования: высшее профессиональное образование (или среднее профессиональное образование) по направлению подготовки «Образование и педагогика».

    Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» утвержден профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – профессиональный стандарт), который, согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2014 № 115н «О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 01 января 2017 года.

    Таким образом, педагогическим работникам, занимающимся педагогической деятельностью в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель), с 01 января 2017 года необходимо будет соответствовать требованиям профессионального стандарта.

    Возможность занимать должность «учитель» или «преподаватель», имея высшее образование или среднее профессиональное образование, не относящееся к области «Образование и педагогика» или к области, не соответствующей преподаваемому предмету*

    Занимать должность «учитель» или «преподаватель», имея высшее образование или среднее профессиональное образование, не относящееся к области «Образование и педагогика» или к области, не соответствующей преподаваемому предмету возможно при следующих условиях.

    В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

    Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» установлены следующие требования к квалификации:

    преподаватель (кроме преподавателей, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу ВУЗов) – высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы;

    учитель – высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

    Таким образом, для занятия должности «преподаватель» либо «учитель» необходимо пройти обучение по дополнительной профессиональной программе в области образования и педагогики.

     

    * Следует обратить внимание, что согласно требованиям Квалификационных справочников, иногда дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) недостаточно для занятия определенной должности. Прием на работу работников относится к компетенции работодателя. Таким образом, если одним из требований при приеме на работу является наличие высшего образования в определенной области, например, по одной из специальностей укрупненных групп специальностей и направлений подготовки «Гуманитарные и социальные науки», то работодатель вправе отказать специалисту с высшим (техническим) образованием с ДПО в области гуманитарных и социальных наук.

     

    Работа в должности воспитателя и соответствие занимаемой должности

    В соответствии со статьей 331 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании).

    Право на занятие педагогической деятельностью, согласно статье 46 Закона об образовании имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

    Согласно квалификационным характеристикам должностей работников образования «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России)   от   26 августа   2010  года  № 761н  (далее – квалификационный справочник) требования, предъявляемые к должности воспитателя предполагают наличие высшего профессионального образования  или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы, либо высшего профессионального образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

    ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

    1) согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в   соответствии   с   ТК   РФ   или   иными   федеральными   законами   с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

    2) согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя. Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

    Присвоение званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Свердловской области»

     

    Для оформления званий «Ветеран труда» или «Ветеран труда Свердловской области» необходимо обращаться в орган социальной защиты населения по месту жительства.

    Указанные звания присваиваются указом Губернатора Свердловской области в соответствии с федеральным и областным законодательством.

    Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» указаны в Положении о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области, утвержденном Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 № 458-УГ (с изменениями).

    В частности, звание «Ветеран труда» присваивается гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Свердловской области, из числа лиц, награжденных орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенных почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденных почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенных благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденных ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющих трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

    Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда Свердловской области» указаны в Законе Свердловской области от 23 декабря 2010 года № 104-ОЗ «О ветеранах труда Свердловской области» (с изменениями).

    В перечень оснований для присвоения звания «Ветеран труда Свердловской области» включены, в частности, награждение лица знаком отличия Свердловской области «За заслуги перед Свердловской областью» I, II или III степени, знаком отличия Свердловской области «Материнская доблесть» I, II или III степени, Почетной грамотой Законодательного Собрания Свердловской области, Губернатора Свердловской области, Правительства Свердловской области, Почетной грамотой или грамотой областного исполнительного органа государственной власти Свердловской области.

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения